Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

АДМИРАЛ СПИРИДОВ. ПОБЕДИТЕЛЬ ЧЕСМЫ. (Из архива «Литературного обозрения»)

08.07.2016

Вчера в сети стали отмечать знаменательную дату: 7 июля, которое является Днём воинской славы России — День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении.

Нельзя не обратить внимание, что актуальность данному событию придаёт текущее политическое положение, в которое у нас умудряются попадать по причине бездарного руководства, основанного на уголовной мотивации: ничего не делать и существовать за счет чужого труда и чужих достижений.

Посему, стряхнули архивную пыль с былых побед и заславословили Графу Орлову Чесменскому. Однако, коль речь пошла о подлинном героизме и славных успехах, неплохо бы чествовать тех, кто на самом деле эту славу добыл. Честность она неотъемлемая составляющая чести, про которую вдруг стали вспоминать.

Читать статью в "Литературном обозрении"

Музыкальная пятница! Да еще какая! Приглашаются все!!!

«Кольцо́ нибелу́нга» (нем. Der Ring des Nibelungen; Nibelung — «дитя тумана») — название цикла из четырёх эпических опер, основанных на реконструкциях германской мифологии, исландских сагах и средневековой поэме «Песнь о Нибелунгах»:
«Золото Рейна» (Das Rheingold),
«Валькирия» (Die Walküre),
«Зигфрид» (Siegfried),
«Гибель богов» (Götterdämmerung).
Либретто и музыка опер были написаны Рихардом Вагнером в 1848—1874 годах, то есть за 26 лет.

«Зо́лото Ре́йна» (нем. Das Rheingold) — опера Рихарда Вагнера, пролог («предвечерие») цикла «Кольцо нибелунга».

Германские сказания занимали Вагнера с юности. В конце 1840-х — начале 1850-х годов у композитора было четыре издания «Песни о Нибелунгах», и в период с 1844 по 1848 годы он взял много книг на похожие темы в Королевской библиотеке Дрездена. Но, по его собственным утверждениям, он никогда не видел возможности написать оперу о Зигфриде, опираясь только на «Песнь о Нибелунгах»: этот персонаж привлёк его благодаря изучению древнегерманских мифов. Немаловажно, что как раз в те годы знакомый Вагнера, Людвиг Эттмюллер (нем. Ludwig Ettmüller), которого Вагнер прозвал «Эдда-Мюллером», осуществил ряд публикаций исландских саг в собственном переводе с комментариями. Хотя во многих случаях композитор был знаком с мифологическими сюжетами только через посредство современных ему немецких исследователей. Кроме того, многие имена персонажей он изменил, чтобы сделать их «говорящими»: так, Водан стал у него Вотаном (ср. нем. Wut — гнев, ярость), к имени Фро (Fro) он добавил h (нем. Froh — радостный).

Работу над либретто «Кольца нибелунга» Вагнер начал осенью 1848 года. Первый план, Die Nibelungensage (Mythus), он набросал 4 октября. План этот содержал только восемь страниц, но в нём фактически были перечислены все основные вехи сюжета тетралогии[5]. В тот момент, впрочем, задумана была только одна опера — «Смерть Зигфрида» (нем. Siegfrieds Tod), позже ставшая «Гибелью богов».

Затем два с половиной года Вагнер не возвращался к этим черновикам в связи с тяжёлым периодом в жизни — он был вынужден бежать из Дрездена в Швейцарию. Возобновил он работу над «Кольцом» в 1851 году, скорее всего, в связи с публикацией новых переводов эддических песен и большей части «Младшей Эдды», выполненных Карлом Зимроком. В мае того года Вагнер написал черновик либретто «Юноши Зигфрида» (нем. Der Junge Siegfried), позже просто «Зигфрида», а с ноября 1851 по май 1852 года, осознав необходимость ещё двух приквелов, писал либретто «Золота Рейна» и «Валькирии».

Для либретто композитор избрал систему аллитерации, подобной той, что была принята в исландских сагах, таких, как «Старшая Эдда», хотя он не следовал именно тем правилам, по которым слагались эддические песни.

Основным отличием получившегося в итоге либретто «Золота Рейна» от того, что было написано в набросках 1848 года, стало введение в сюжет ролей дочерей Рейна и Фрейи. Соответственно, появилась и тема исчезнувшей вечной молодости богов, отсутствовавшая в Die Nibelungensage.

Музыка «Золота Рейна» была написана в период с ноября 1853 по май 1854 года.

Вебинар проводит 7 июня 2019 г. в 20:00 (время московское) Ирина Дедюхова.

Принять участие в вебинаре

Программа вебинаров июня5d74b0c14d0bb4d879755a41d6c52067

Исторические портреты: Фридрих Барбаросса

Фридрих I (конец 1122, Гогенштауфен — 10 июня 1190, в речке Селиф) — герцог Швабский, император Священной Римской империи.

Прозвище Барбаросса он получил в Италии из-за своей рыжеватой бороды.

Он был сыном Фридриха Одноглазого, герцога Швабского, и приходился племянником императору Конраду III. В 1147 г. после смерти отца он стал герцогом Швабским. Вскоре он принял участие во Втором крестовом походе, во время которого благодаря своей храбрости и доблести завоевал всеобщее уважение. Возвратившись в Германию, больной император (его дядя) рекомендовал князьям избрать Фридриха своим преемником. Он умер в феврале 1152 г., а уже 4 марта Фридрих занял опустевший престол. Новый король был молодой и физически очень крепкий человек, обладавший живым умом, приятный и даже очаровательный собеседник, превосходный рыцарь, жадный до трудных предприятий и славы, честный и щедрый государь, добрый и твёрдый в вере христианин. Но эти достоинства не покрывали недостатков, обычных, впрочем, в тогдашних монархах. Так, в минуты гнева Фридрих бывал крайне суров, не терпел противодействий и порой для достижения своей цели готов был на кровавые жестокости. Властолюбие его было безмерным, однако он никогда не мечтал о необыкновенных предприятиях и бурных успехах. Всё, за что он брался, было реально и продумано. Поэтому удача часто сопутствовала ему даже в самых сложных предприятиях. И хотя главная мечта его жизни — возродить прежнее могущество империи Карла Великого — осталась неосуществлённой, он очень много сделал на этом пути. Фридрих Барбаросса создал многочисленную для своего времени европейскую армию, главной силой которой являлась тяжёлая, закованная в стальные доспехи рыцарская конница, и усовершенствовал её организацию.

Он признан классиком военного средневекового искусства. Германское рыцарство при нём стало для многих других национальных рыцарских организаций в Европе примером для подражания.

Подготовка немецкого рыцаря, равно как и всех других европейских, начиналась с детства. Служба пажом или оруженосцем у сеньора в течение 10-12 лет являлась для будущего рыцаря лучшей практической школой. После окончания срока такой службы производилось торжественное посвящение в рыцари.

Фридрих Барбаросса, равно как и другие воинственные монархи европейского Средневековья, требовал от немецких рыцарей совершенного владения всеми семью рыцарскими искусствами. Таковыми являлись: верховая езда, плавание, стрельба из лука, кулачный бой, соколиная охота, игра в шахматы и сложение стихов. Сам германский король, а вместе с ним и его немецкие рыцари совершенствовали своё боевое искусство в постоянных междоусобных феодальных войнах. Кроме войн, достойным для себя занятием рыцари считали только охоту и турниры, к которым Фридрих Барбаросса питал особую страсть.

Вебинар проводят 6 июня 2019 г. в 20:00 (время московское) Сергей Ткачев, Анна Черненко и Ирина Дедюхова.

Принять участие в вебинаре

Программа вебинаров июня5d74b0c14d0bb4d879755a41d6c52067

Анонс!!! Вебинары июня!!!

Я чувствую, как падают цветы
Черёмухи и яблони невинных…
Я чувствую, как шепчутся в гостиных, —
О чём? О ком?.. Не знаю, как и ты.
Я чувствую, как тают облака
В весенний день на небе бирюзовом,
Как кто-то слух чарует полусловом…
И чей-то вздох… И чья-то тень легка…
Я чувствую, как угасает май,
Томит июнь и золотятся жатвы…
Но нет надежд, но бесполезны клятвы!
Прощай, любовь! Мечта моя, прощай!

Игорь Северянин

Программа вебинаров

5 июня Астрологический прогноз на июнь
6 июня Исторические портреты: Фридрих Барбаросса
7 июня Рихард Вагнер «Кольцо нибелунга» — «Золото Рейна»
8 июня Старшая и Младшая «Эдда» Снорри Стурлусона

12 июня Аферы века: сырьевая экономика
13 июня Крестьянская война 1773—1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва
14 июня Мужские голоса русской оперы
15 июня Пушкин и Есенин — два взгляда на «русский бунт»

19 июня Стратегическое планирование: государственные отраслевые программы
20 июня Рапалльский договор 1922 года между РСФСР и Веймарской республикой
21 июня Музыкальное кино времен Веймарской республики
22 июня Иоганн Вольфганг Гете «Фауст»

26 июня Основные тенденции ГЧП в жилищном секторе России после 1991 года
27 июня История Древнего Рима: Калигула
28 июня Страсти по Mary Poppins
29 июня Роберт Грейвз «Я, Клавдий»

Приобрести абонемент на июнь

5d74b0c14d0bb4d879755a41d6c52067

КИТАЙСКИЙ БОЛВАНЧИК. ЧАСТЬ IV

30.05.2019

Аделаида: Дамы, я тут посмотрела повнимательнее на карту того, что занимало территорию современного Китая, и увидела на западной границе Ляо государство тангутов.

Тангу́ты (самоназвание ?ラᄃᄏ минья, тиб. མི་ཉག миняг, кит. 党項 дансян или фань, монг. тангад?, ᠲᠠᠩᠭᠤᠳ?) — народ тибето-бирманской группы, говоривший на тангутском языке. Потомки древних цянов. В культурном и языковом отношении были ассимилированы монголами, китайцами, а также родственными тибетцами.
В 982 году тангуты создали в северном Китае государство Си Ся. Большая часть населения исповедовала буддизм. В 1227 году государство тангутов пало под ударами войск Чингисхана. К XVI веку тангуты были ассимилированы китайцами, монголами и тибетцами.
Читать статью в "Литературном обозрении"

Приглашаем на литературный (и не только, как всегда) вебинар! Всех!!!

Мюриэл Спарк родилась в 1918 году в Эдинбурге, получив имя Мюриэл Сара Кэмберг (англ. Muriel Sarah Camberg). Её отец был евреем из Литвы, а мать — англичанкой протестантского вероисповедания. Мюриэл получила образование в эдинбургской женской школе Джеймса Гиллеспи. Провела несколько лет в Южной Родезии (ныне Зимбабве), там же в 1938 вышла замуж за Сиднея Освальда Спарка. У пары родился сын Робин, но брак распался, и Мюриэл Спарк вернулась в Англию и поступила на работу в разведывательный отдел Министерства иностранных дел.

Литературную карьеру Спарк начала в качестве литературного критика, опубликовав несколько биографий британских литераторов XIX века, в частности книгу «Дитя света: переоценка Мэри Шелли (англ. Child of Light: A Reassessment of Mary Shelley, 1951», «Джон Мейсфилд» (англ. John Masefield) (1953) и «Эмили Бронте: её жизнь и творчество» (англ. Emily Brontё: Her Life and Work, 1953). Мюриэл является автором поэтического сборника «Фанфарло и другие стихотворения» (англ. Fanfarlo and Other Verse, 1952).

Спарк уже получила признание как критик и поэт, когда предприняла свою первую попытку написать художественную прозу — рассказ «Серафим и Замбези» (The Seraph and the Zambezi), который послала на Рождественский литературный конкурс 1951 года, лондонским журналом «Observer». Рассказ получил высшую награду и привлек внимание необычной разработкой рождественской темы.

В это же время Спарк переживала кризис веры. На всем протяжении этого кризиса она получала финансовую и психологическую помощь от Грэма Грина, в своё время перешедшего в католичество. В 1954 Спарк сама обращается в католичество. Её решение поддержали Грэм Грин и Ивлин Во. Этот шаг оказал огромное влияние на её творчество, в котором стали появляться религиозные мотивы и исследоваться соответствие жизни людей христианским заповедям.

В 1961 году Спарк опубликовала роман, ставший, по общему мнению, ее шедевром, — «Мисс Джин Броуди в расцвете лет» (The Prime of Miss Jean Brodie). В 1966—1968 годах по нему была поставлена ставшая известной пьеса, затем — знаменитый фильм (1969) с участием Мэгги Смит и, наконец, — шестисерийный телефильм, вновь имевший международный успех в 1978 и 1979.

Вебинар состоится 18 мая 2019 г. Ведущая Ирина Дедюхова.

Принять участие в вебинаре

Программа вебинаров мая5d74b0c14d0bb4d879755a41d6c52067

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ (THE UNKNOWN WAR)

09.05.2019

Этот кино сериал или хотя бы несколько кадров из него видели все. Даже те, кто не интересуется историей ВОВ и не знает хронологии событий того периода. Возможно, есть и такие, кто вообще не знают, что когда-то на нашей земле действительно гремела война, ужасающая по количеству своих жертв и масштабам своих разрушений, но даже они видели фрагмент сериала, перещелкивая каналы. Основной целью создания «Неизвестной войны» и было донесения правды о войне СССР и гитлеровской Германии до мало разбирающихся в военной истории зрителей, правда, не советских, а американских.

«Великая Отечественная», или «Неизвестная война» (англ. The Unknown War) — документальный сериал советско-американского производства, вышедший на киноэкраны в 1978 году. Фильм рассказывает об участии СССР во Второй мировой войне и рассчитан на западного зрителя, для которого события на Восточном фронте были настоящей «неизвестной войной».

Режиссёр фильма — советский кинодокументалист Роман Кармен. Было выпущено два варианта — для англоязычного и русскоязычного зрителя. Ведущим и рассказчиком выступил американский актёр Берт Ланкастер, русскую версию озвучивал Василий Лановой. После 1991 года в России получил распространение также и вариант для англоязычного зрителя (обычно под названием «Неизвестная война»). Он отличается, в частности, нумерацией серий.

Создатели фильма поставили себе задачу объективно отразить события Великой Отечественной войны, и фильм оказался откровением для американской аудитории и одновременно уникальной возможностью для народов, составлявших в годы Второй мировой войны СССР, довести правду о героическом подвиге советского народа и личностях, внесших неоценимый вклад в борьбе с нацизмом.

В фильме используется огромное количество документальных кадров, выполненных советскими военными корреспондентами. Фильм лишён политической окраски и отражает исключительно фактическую сторону военных действий. Он призван научить людей уважать историю, ценить подвиги предшественников и беречь как неизменную ценность человечества мир и гуманизм.

Читать статью в "Литературном обозрении"

Приглашаем на литературный (и не только, как всегда) вебинар! Всех!!! ВХОД СВОБОДНЫЙ!!!!

Васи́ль Влади́мирович Бы́ков (белор. Васіль Уладзіміравіч Быкаў; 19 июня 1924, дер. Бычки Ушачского района Витебской области — 22 июня 2003, Боровляны) — советский и белорусский писатель, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны. Член Союза писателей СССР.

Герой Социалистического Труда (1984). Народный писатель Беларуси (1980). Лауреат Ленинской премии (1986). Лауреат Государственной премии СССР (1974). Лауреат Государственной премии Белорусской ССР (1978).

Большинство произведений — повести, действие которых происходит во время Великой Отечественной войны и в которых показан нравственный выбор человека в наиболее драматичные моменты жизни.

Родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. С детства увлекался рисованием. Окончил 8 классов школы в деревне Кубличи, затем учился на скульптурном отделении Витебского художественного училища (1939—1940), которое оставил из-за отмены стипендий, и в школе ФЗО (до мая 1941 года). В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за 10 класс.

Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. Во время отступления в Белгороде он отстал от своей колонны и был арестован, Быкова чуть не расстреляли как немецкого шпиона. Зимой 1941—1942 годов жил на ст. Салтыковка и в городе Аткарске Саратовской области, учился в железнодорожной школе.

( Читать дальше... )

Вебинар проводят 9 мая 2019 г. в 20:00 (время московское) Ирина Дедюхова и Галина Щетникова.

Зарегистрировать участие в вебинаре
Программа вебинаров мая5d74b0c14d0bb4d879755a41d6c52067

ПОКРОВСКИЙ С.Г., КОЗЛОВ Е.С. — ИМЕНЕМ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО. 2010

08.05.2019

Деятельный исихазм   Сергия   Радонежского

Покровский   С .  Г .,  Козлов   Е . С.

ИМЕНЕМ   СЕРГИЯ   РАДОНЕЖСКОГО

[…]

ИСИХАЗМ

Одно, весьма важное, мы уже нашли. Это – учение  Сергия   Радонежского . По меньшей мере, одна существенная часть этого учения – т. н. деятельный исихазм, который сегодня церковью забыт.

Среди монахов и просто глубоко верующих исихазм известен. Но не Сергиев, а  другой – Григория Паламы, деятеля греческой православной церкви XIV века. Люди знают только этот исихазм – родственную психофизическим приёмам йоги практику т. н. умнóй молитвы – безмолвного внутреннего общения с Богом. Ради чего? – Ради индивидуального спасения. Другое понимание исихазма среди людей верующих и воцерковленных  практически не встречается.

Немного следует сказать именно об исихазме Григория Паламы. Глубокое мысленное погружение в разговор с Богом – может давать серьёзный эффект. Кого-то он может просветлять умом, кому-то очищать душу. А кого-то может и повредить умом. Есть и такое. Но эффект в любом случае есть. Григорий Палама назвал это непосредственным познанием Бога. При этом кто-то достигает Его, включается в сотрудничество с Ним – в синергию, достигает обожения – сам становится немножко богом. Приобретает как бы внутреннее зрение – «третий глаз», позволяющий лучше видеть мир, разбираться в сложных процессах, чувствовать правильный путь. церковь не может отречься от исихазма Григория Паламы. Он канонизирован как православный святой, его труды вошли в историю церкви.

Читать статью в "Литературном обозрении"

ЗАПОРОЖЕЦ ЗА ДУНАЕМ. (Из архива «Литературного обозрения»)

18.02.2016

Могу совершенно искренне сказать, что «украинская» неделя, ставшая сердцевиной программы вебинаров февраля… перевернула душу. Держишься, молчишь, «делаешь вид»… потом вдруг «мышка бежала, хвостиком махнула» — полетела душа в рай.

10 февраля Ретроспектива геополитической ситуации на Украине
11 февраля Русско-польская война 1654—1667 гг.
12 февраля Опера Семёна Гулака-Артемовского«Запорожец за Дунаем»
13 февраля Историческая трилогия Генрика Сенкевича «Огнём и мечом», «Потоп», «Пан Володыёвский»

Хотя проходило далеко не все гладко. Ведь и ведущие у нас были… особенные для такого случая. Анна Черненко — с Украины, она была в восторге от аналитики, выданной на первом вебинаре Сергеем Ткачевым и Ириной Дедюховой.

Второй вебинар заставил ее встрепенуться, уж не сделают ли слушатели, вслед за едкими замечаниями Сергея Ткачева, вывод, мол, нужна была та Украина, коли столько пришлось вынести предательств от Речи Посполитой? Пласт материала был настолько обширным, что Анна получила слово со своим историческим фрагментом нашей сакральной мозаики лишь в музыкальную пятницу, где давали оперу Семена Степановича Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем».

Подозрительность Анны тоже была вполне обоснованной. Сами наши главные ведущие, время от времени, огрызались друг на друга, хотя обычно ими докладывается взвешенная. выработанная позиция. Здесь что называется, «шли по живому». Ведь прямые «родственнички» Ирины Анатольевны и Сергея… были совершенно с другой стороны баррикад — в коронных и литовских войсках и отнюдь не последними żołnierzami, а бери куда выше.

В свое время стало открытием, что родоначальниками рода Радзивиллов были князья Смоленские. В романе «Потоп» из исторической трилогии Сенкевича главный герой о себе скромно отмечает фразу, не раз слышанную и от наших ведущих: «Да мы смоленские…»

Читать статью в "Литературном обозрении"